Куаниб

        Сельсовет в селении Куаниб образован не позднее I928 г. за счёт разукрепнения Андыхского сельсовета Аварского округа, как Куанибский. С I4.09.I960 г. в Советский, а с I994 г. Шамильский район. Постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 6.I0.I929 г. к ней присоединен сел. Нита из упразднённого Нитинского сельсовета. Не позднее I.07.I946 г. Куанибский сельсовет переименован Куанибский.

        У каждого села существует характерная для себя история. Есть такая своеобразная история и села Куаниб. История села относится к ХVII веку. Возникновению села способствовала борьба между Хунзахскими нуцалами и Гидатлинским обществом из-за Хучадинских земель. В то время хунзахский нуцал установил сторожевые посты в Игитле, Накитле, Куанибе и Заната. Перед нашим селом имеется холм, где был построен сторожевой пункт «божирукъ» т.е, верный пост. Первым на этот пост был отправлен самый смелый из верных нуцалу Алил Хаджимагомед. В случае опасности на этих постах зажигали костры, таким образом передавали в Хунзах весть об опасности. Название села «Куаниб» тоже произошло от слова «къвакIарал», а не от того, как некоторые хотят трактовать, от слова «Къурал» т.е. проигравших по жребию, потому что село не имеет название «Къуниб» как оно звучит на русском языке. Языковая речь у нас также имеет сходство с Хунзахским, поэтому нашими предками были хунзахцы.
        Затем здесь поселились два брата хунзахских нуцалов - один в Куанибе, другой в Андыхе. Граница между селами Куаниб и Андых проходила вдоль речки, которая протекает между этими селами. Когда у хана, который поселился в Андыхе, родился сын, за радостную весть ему были подарены земли в местечке «ГIарукь». Затем здесь поселились переселенцы из сел Цолода и Ках в результате чего образовались разные тухумы: Махмудидал, Курбанчилал, Мирзаалилал, Маликилал и т.д.
        Село наше расположено на возвышенности, похожее на седло, поэтому зимой и летом наш годекан продувается ветром. Рассказывают, что имам Щамиль по пути из Телетля в Ахвах, останавливался в нашем годекане. И сегодня в годекане стоит камень, в котором изготавливали порох для воинов Шамиля. В один жаркий и душный день Шамиля спросили: «Имеется ли в Дагестане такое местечко, где имеется хоть какая-то прохлада? На что имам ответил: «Да, инхвадерил къулгIаги, къвандерил годекIанги», т.е. у родника в Инхо и в годекане в Куанибе. Отдельно от мусульманских кладбищ находятся « кавусхалаби» т.е. кладбища христиан. При работе трактора случайно были открыты две могилы, в которых были найдены бронзовые крести. Такие же «кавусхалаби» имеются и в Унцукуле, они говорят, что эти люди были пленниками во время набегов на Грузию, поэтому можно предположить, что эти могилы принадлежат именно пленникам из Грузии. 
        Сельская мечеть была построена в I209 г. по мусульманскому календарю, а в Советское время она была превращена в склад колхоза «Красное знамя» и была восстановлена в I4I0- I4II гг. Было время, когда в селе жили и работали I2 известных мусульманских ученых- алимов, среди которых Гитинухмил Мухума, Абасхаджи, Махмудил Мухумил Абдусалам, Абдухалик и т.д. Абдусалам и Абдухалик держали тесную связь с народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадасы.
      Известным в "Турутле" поэтом был Гереев Мухтар, ушедший из жизни в раннем возрасте, он сочинял прекрасные стихи. Он был современником народного писателя Дагестана Муссы Магомедова.
В I932-33гг. в селе был открыт медпункт. Здесь работали русские девушки. В I935 -36 годах в селе открыли начальную школу. Первыми учителями были Сулейманов Магомед, Малачиев Имангазали. В последующих годах здесь работали учителя из Телетлля, Андыха. Голотля и Кахиба.
В I98I г. начальная школа была преобразована в основную и она теперь обеспечена собственными кадрами.
В I938 г. был создан колхоз им. Молотова, впоследствии переименованный колхоз « Красное знамя».
В I94I году началась Великая Отечественная война. На защиту Родины были, оправлены 28 человек. Из них на полях сражений осталась I8 чел. Среди возвратившихся был кавалер «Ордена Красного знамени», инвалид I группы Сулейманов Магомед.
        Тяжелыми были и послевоенные годы, годы засухи и голода - I946-I947 годы. Но постепенно началось улучшение материального положения сельчан. В селе началось строительство благоустроенных частных домов собственными силами. Современную автодорогу в село было проведено в I952-53 годах, нынешнюю автодорогу в село провели в I972 г.
         Электричество в село провели в I967 г. В том же I967 г. село постигло настоящее горе. В результате сильных продолжительных ливневых дождей произошел оползень, и половина села оказалась под оползнем. Половина села вынуждена была временно жить в палатках, выделенных государством и у родственников.
Сейчас в селе функционируют основная школа, медпункт, СДК и сельская администрация.
I9 чел. имеют высшее образование, 32 человека среднее специальное образование. Они работают в различных организациях села, района и республики, и вносят достойную лепту в развитии нашей многонациональной страны.

 

Из истории сел.Нитаб

      Впервые сел. Нитаб была создана на земле Хунзахского хана (нуцала). От Могоха до теперешних земель Нитаба были образованы селения Андых и Куаниб.

      Во времена нашествия аварцев в Грузию наших людей убывали побольше ежели самых Грузин. Причиной этому явилось, что наших людей были количеством меньше, чем Грузин. И плохая ориентация на местности аварцев в Грузии. В связи с этим, Хунзахским правителем и представителями Хунзаха было решено идти на грузин большим количеством людей ежели парами. Вопреки этому решению четыре брата из Хунзаха пошли в поход на грузин. Они вернулись с большим богатством. Об этом узнали правители Хунзаха и решили выселить этих и подобных людей подальше от Хунзаха, где теперь находится сел.Нитаб.
     Из четырех людей двое переселились в Нитаб, а двое пошли в Дженгутай в Мехтулинское ханство. Два брата оставшиеся в сел.Нитаб занимались пчеловодством так, как там и в зимнее время сохраняется тепло, благодаря расположению села на солнечной стороне под горой в северо-западной стороне горы «Акару». От разведения пчел происходило и название селения Нитаб. «Най-найитIала-пчела, пчелиный улей.
Есть в селении озеро названное именем Герги. А Герги сам проживал в Голотле.
В начале сел. Нитаб как и в других населенных пунктах сельское хозяйство было слабым.
     Впоследствии люди занимались скотоводством и земледелием. Особое внимание уделялось садоводству.
Из алимов арабистов в нашем селении были Гасан Исмаилов, Абдулвахид, Магомед Исмаилов, Гаджиев Абакар, Магомедали и многие другие. Есть предания, что в центре селения была четырехэтажная башня, на четвертый этаж поднимались по переносной лестнице. Там было много арабской литературы, говорят здесь один месяц провел устар Хасанхильми-афанди из Кахиба.
     Был в нашем селении один силач по имени Исалмагомед. После нашествия на Грузию односельчане на цепи привели одного богатыря. Он гордо ходил перед нашими людьми, прося кто может одолеть его. Исалмагомед пальцами зажал виски Грузина, после чего из его носа протекла кровь, и победу присудили Исалмагомеду. С тулупом вместе одной рукой он принес в село большой камень, на чем можно и молиться. Это камень с тех пор никто не смог сдвинуть с места.
     Был в нашем селении богатырь Советского периода Магомед Зайнулабидов, он стал чемпионом Дагестана по метанию камня, толканию ядра. Был призером среди спортсменов Северного Кавказа.
     В сел.Нитаб колхоз был создан в I939 г. В I94I-45 г.г. с фашистами воевали около 20 человек. С поля боя не вернулись II. Из числа возвратившихся воинов к 2006 году в живых не остался никто. В послевоенный период Нитабцы с новой силой и энтузиазмом начали работать в колхозе, в области культуры и т.д.
У нас имеется молодежь II человек с высшим образованием, 25 средне-специальным образованием. В селении Нитаб с I930-х годов имеется начальная школа, библиотека, медпункт и магазин. В настоящее время функционирует и мечеть. Люди селения Нитаб работают в городах республики Махачкала, Кизилюрт, Буйнакск и в Москве.
     Наш односельчанин капитан воинской службы Магомедов Гаджидада 25 лет служил в Грузии, в знаменитом восьмом полку. С I99I г. в связи с открытием доступа к религиозным знаниям ребята нашего села охотно пошли учиться к известным алимам-арабистам и получают хорошие знания. 

 

 Магомедов Саадула Абдужалилович, 1967 г.р., глава МО «с/с Куанибский» , образование - ср.специальное
 

Размещено: 2017-12-22 10:33:25 Изменено: Никогда
Количество просмотров: 13303 Cегодня: 5

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31