История ислама в районе

 Жители района проповедуют традиционный для Дагестана ислам, являются последователями Шейха Саида Афанди Чиркейского и исполняют тарикат накшубандийского и шазилийского направлений. В районе функционируют 42 джума и 35 квартальных мечетей, 2 исламских института (Ассаб и Батлух), 14 медресе.
Район является родиной 11 устазов тариката накшбандийского и шазалийского направлений. Для понимания истинного величия тарикатских муршидов необходимо иметь правильное представление о самом тарикате. Это учение призвано дать истинные знания не только о том кто есть человек, но и каким он должен быть в идеале. Отсюда необычность, труднопостижимость сущности принципов, методов и средств духовной практики тариката.
       Выходцы из нашего края известны своей ученостью во всем Арабском Востоке. Признав духовную ученость Ибрагим-Хаджи-шейха, его избрали имамом центра мусульманского мира – г. Мекки.
За последние годы сделано очень многое в духовном развитии населения района. В каждом населенном пункте отреставрированы старые или построены новые мечети. Но в то же время , мы осуждаем любой религиозный или политический экстремизм, попытки сеять раздор и вражду в единой семье народов Дагестана. Образована комиссия по антитеррористической деятельности, активизирована работа комиссии по противодействию политическому и религиозному экстремизму. Свою работу комиссия проводит в соответствии с планом. На заседания приглашаются заинтересованные лица, руководители организаций и учреждений правоохранительных органов, главы администраций сельских поселений. В соответствии с планом работы практикуется проведение встреч с интеллигенцией, ветеранами войны и труда, имамами мечетей, молодежью, на которых обсуждаются проблемы экстремизма и терроризма.
Функционируемые в районе два исламских высших учебных заведений, обучение в которых в основном бесплатное, учащиеся за счет вузов обеспечиваются жильем и питанием, располагают современными благоустроенными учебными корпусами и общежитием:
   Исламский институт им. Саадухаджиясул Мухаммада-афанди, с.Нижний Батлух;
   Исламский институт им. Абдурахмана-Хаджи Ассабского, с. Ассаб.

 

Наиболее почитаемые религиозные места района

 

1.Могила и зиярат Ибрагима-Хаджи из с.Урада, который в течении 8 лет был духовным и светским главой  г.Мекки,Саудовская Аравия,  находится в с.Урада.

 2.Могила и зиярат шейха (устаза) Хумайд-Афанди из с.Андыха, находится с.Андых.

 3.Могила и зиярат шейха (устаза) Хусенил Мухаммада-Афанди из с.Уриб, находится в с.Уриб.

 4.Могила и зиярат шейха (устаза) Хамзат-Афанди из с.Тляха, находится в с.Тлях.

 5.Могила и зиярат шейха (устаза) Ибрагимхалил Мухаммад-Афанди из с.Тидиб, находится в     с.Тидиб.

 6.Могила и зиярат шейха (устаза) Сааду Хаджиясул Мухаммад –Афанди из с.Батлух, находится  в с.Нижний Батлух.

  7.Зияраты связанные с жизнью или пребыванием шейхов (устазов):

 - Хасанхилми-афанди в с.Кахиб;

- Мухаммадарип-афанди в с.Кахиб;
- Хабибулахаджи-афанди в с.Кахиб;
- Шейха Али в с.Голотль;
- Шейха Ахмеда в с.Телетль;
- Шейха Удурата в с.Мачада;
- Шейха-устаза Абдурахмана-Хаджи в с.Ассаб;
- Шейха-устаза Дибирасул Мухамад Ягlсуби в с.Ассаб;
- Шейха Вокун в с.Ратлуб.
 -Мечети в с.Батлух, Ассаб,Тлях, Урада, Телетль.

 

8.Христианская часовня 10-11 веков у с.Датуна.

 

 

Село Андых

 

     За почти пятисотлетнюю историю своего существования из Андыха вышла блестящая плеяда арабоязычных ученых во главе с тарикатским шейхом Хумайд-Афанди и ученым богословом, астрономом и историком Хадис-дибиром.

 

Cуфийский Шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов Хумайд-Афанди родился в 1874 году. 

 

Шейх накшбандийского и шазилийского тарикатов является преемником Мухаммада Я'суби, умершего в 1942 году в тюрьме Дербента.

 

 В тяжёлые времена пришлось Хумайд-Афанди исполнять обязанности муршида. Это положение усугублялось и тем, что к концу жизни он неизлечимо заболел. Предчувствуя приближение конца своей земной жизни, Хумайд- Афанди(къ.с.) отправляет письмо с идзажа в Уриб к своему маъзуну Хусенил Мухаммад , что ему предстоит исполнять обязанности муршида ,тем самым наделяя его обязанностями духовного наставника после себя .  Хумайд –Афанди (къ. с.) ушёл от нас 10 октября 1952 года/  Зиярат его находится в селении .                                                 

 

                                                          Село Ассаб

 

         Многие ассабцы, как учёные арабисты были известны далеко за пределами села и даже Дагестана. Из села вышли немало учёных арабистов: Накшубандийский шейх Абдурахман-Хаджи, устазы Мухаммад-афанди(Яъсуб), и др. 

      Абдурахман-Хаджи родился в 1834 году . Первым дал ему разрешение (иджаза) на наставничество Джабраил-афанди, преемник (халифа) Махмуда-афанди.

 

Каким бы далеким ни был путь из Асаба в Цор, Абдуррахман-хаджи пешком ходил к своему устазу и добросовестно исполнял его повеления.

 

Когда пришло время дать иджаза Абдуррахману-хаджи, односельчане выразили недовольство почтенному Джабраилу-афанди: "Почему ты дал разрешение аварцу, неужели не было достойных среди своих?!". Тогда, упомянув имя одного своего родственника, мубарак ответил: "Если на это была бы моя воля, я бы передал разрешение ему".

 

Однажды Абдуррахман-хаджи, поручив все свои дела Хасану-афанди, собрался на заветный Хадж. Перед отъездом он обратился к своему брату: "Ты, который не слушается меня и не хочет слышать меня, проси Аллаха, чтобы я не вернулся с Хаджа, и я буду просить, чтобы ты не вернулся из Цора". Никто из братьев не вернулся на Родину.

 

Мубарака в дальний путь провожали большое количество мюридов. Дважды он останавливался в пути и обращался с напутствием, проповедью к провожающему народу. Было это в 1904 году .

 

Абдуррахман-хаджи покинул этот мир во время совершения Хаджа в 1325 (1905) году. Могила его находится недалеко от могилы прародительницы Хавы в Джидде, Саудовская Аравия.

 

 Другим известным арабистом был устаз Шазалийского и Накшубандийского тариката Мухаммад-афанди ( Яъсуб ). Он был  репрессирован, в I937-42гг. сидел в Дербентской тюрьме, там же умер. Через I7 лет был перезахоронен в с. Верхнее Казанище Буйнакского района, рядом с шейхом Сайпулой-кади. 

 

 В 2001 году на въезде в селение, в местности "Моч1олъ", открыт исламский институт, носящий имя Шейха Абдурахман-Хаджи, имеющий государственную лицензию на преподавание исламских наук .

 

 

Село Батлух

     

На съезде ученых-алимов Дагестана, созванном в ноябре I923 года в селении Кахиб, среди более чем 70 ученых были и батлухцы Сааду-хаджи и Яхья-хаджи. Большую известность и значение приобрел сын Сааду-хаджи - Сааду-Хаджиясул Мухаммад, (да очистится его душа). Родился Сааду-хаджиясул Мухаммад в 1915 году.

С малых лет он стал обучаться чтению Корана и арабской науке в родном селении. После революции ему пришлось перейти в медресе в селе Карата. По возвращении Мухаммада из Карата отец ему завещал, чтобы он изучал науку тариката. Когда ему исполнилось 15 лет, он потерял отца. После этого он пошёл к шейху Хасану-афанди. Хасан-афанди спросил его: «О, мой сын, кто же тебе подсказал дорогу ко мне?» Мухаммад ответил: «Я читал в книге, что уважением к покойным родителям является проявление уважения и посещение их друзей, поэтому пришёл к Вам».   Хасан-афанди был очень рад и взял его на духовное воспитание.  Мухаммад завершил все тарикатские ступени при шейхе Хумайде-афанди из Андыха.  Сааду-хаджиясул Мухаммад ушёл от нас в 1995 году. Его зиярат находится в селении Батлух.

       Среди его учеников-алимов большую популярность в Дагестане имел ученый- арабист Абдулгапурил Гитиномухаммад, безвременно ушедший от нас в марте 2012 года. Исполняя указание Саадухаджиясул Мухамада, в начале 90-х годов в Батлухе построили одну из первых в Дагестане медресе в котором стали обучатся дети со всех концов Дагестана и которые впоследствии учителями и имамами почти во всех уголках Дагестана. 
    

 

Село Кахиб

   Кахиб называют аулом Алимов. Ислам жители Кахиба приняли в I460 году, когда Удурат Хаджи Мачадинский вернулся из Аравии в Гидатль. 
   Кахиб - родина трёх шейхов: Хасана- Хильми афанди, Хабибула Хаджи, Мухаммадарифа-афанди. В Кахибе открыт мемориал - зиярат трёх названных шейхов.

 

Досточтимый Шейх Хасан-афанди родился он в 1853 году  в семье учёного-богослова Хаджи-Мухаммада, отличавшегося своими познаниями, богобоязненностью и следованием полученным знаниям. Отец его умер во время совершения паломничества к святыням Ислама и похоронен рядом с нашей праматерью Хавой.  И вскоре, по милости Аллаха, он обрёл широкие познания, и к нему стали обращаться и учёные, и простолюдины. Он был очень кроток, за что и был прозван «аль-Хильми». Хасан-афанди подвергался преследованиям и репрессиям со стороны властей, и в 1937 году большевики арестовали его и приговорили к расстрелу. Место его захоронения не известно. В сел. Верхнее Казанище, рядом с могилой Сайфуллы Кади, установлена плита для совершения зиярата. Да освятит Аллах его душу и да будет доволен им!

Первым духовным наставником Хасана-афанди был Абдуррахман-Хаджи из селения Асаб, являвшийся известным учёным-богословом и шейхом тариката. После того, как он умер, его наставником стал Шуайб-афанди из Багини, который также являлся общепризнанным теологом и шейхом накшбандийского тариката и автором прекрасных произведений. Затем Хасан-афанди перешёл под воспитание великого сына Дагестана, авторитетнейшего учёного, верховного наставника, автора многих произведений по Исламу и медицине, полиглота, владевшего более чем пятнадцатью языками, муфтия Северного Кавказа и государственного деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Сайфула-кади воспитывал Хасана-афанди до тех пор, пока он не достиг духовного совершенства. Много замечательных произведений вышли из рук досточтимого шейха.

Например, книга «Хуласат аль-адаб» была написана Шейхом Хасаном-афанди по рекомендации своего духовного наставника, дабы мюриды учились по ней суфийской этике, ибо без соблюдения этики невозможно постичь цели в религии. Она была переведена на русский язык и издана в Москве. Эта книга, которую высоко оценили все выдающиеся теологи и шейхи прошлого и настоящего.

        Шейх Хасан-афанди, несомненно, обладал сокровенными божественными знаниями. Свою известную книгу под названием «аль-Бурудж аль-мушайяда би-ннусус аль-муайяда», которая на 350 страницах издана в Сирии, шейх Хасан-афанди написал в течение примерно двух недель. А другую книгу «Тальхис аль-маариф» он написал лишь за неделю. Это говорит о том, что он писал её лишь по вдохновению (ильхам) и внушению Всевышнего Аллаха. Иначе никак не объяснить, что такую книгу, в которой, как и во всех других его произведениях, всё досконально уточнено и на всё сказанное даны соответствующие ссылки, возможно написать за такой кратчайший срок!


         В I923 году 20 ноября в Кахибе открылся съезд Алимов Дагестана. Председателем был избран Шейх Хабибула Хаджи. На съезде приняли участие 76 делегатов. Делегаты осудили войну, начатую Нажмудином Гоцинским.

Родился Хабибуллах-хаджи в 1844 г. В возрасте 11 лет Хабибуллах-хаджи стал сиротой. В 20-летнем возрасте он едет к шейху Абдурахману-хаджи из Асаба и становится его мюридом. Потом он получает разрешение (иджаза) по накшубандийскому тарикату. Чуть позже, посоветовавшись с Сайфуллахом-кади, Хасан-афанди даёт ему право (иджазу) на обучение и шазалийскому тарикату.

Не меньшее признание Хабибуллах-хаджи получил как искусный лекарь. Он вылечивал тяжелобольных, проводил сложные хирургические операции. Дважды совершил паломничество в Мекку. Умер зимой 1924 года. Его зиярат находится в селении Кахиб.

 

Великий шейх, алим, кутбу Мухаммад-Ариф-афанди (к. с.), сын Хасана Хильми из Кахиба (к.с.), родился в 1901 году. В начале жизненного пути он прошёл обучение под руководством отца и признанного алима Хумайда-афанди из Андыха. Степени муршида он достиг под опекой шейхов Хумайда-афанди из Андыха, Мухаммада Я ‘суба из Ассаба и Хусенила Мухаммада из Уриба, но скрывал это. За то, что был представителем духовенства, он был взят под стражу. В тюрьме Мухаммад-Ариф-афанди (к. с.) провёл более двух лет и был освобожден из-за отсутствия обвинения. По­мимо изучения и распространения религиозных знаний, он занимался и народной медициной.

Ещё до рождения Мухаммада-Арифа, шейх Мухаммад Салих сообщил Сайфуле-Кади, что у Хасана-афанди будет сын, у которого степень будет выше, чем у отца.

Мухаммад-Ариф-афанди (к. с) был «морем наук». Шейх Абдулхамид-афанди из Инхо говорил, что если все науки исчезнут, то Мухаммад-Ариф-афанди (к. с) из Корана смог бы восстановить их.

  Он передал свои полномочия устаза другому человеку и попросил скрывать это, признавшись в том, что и он скрывал это в течение 40 лет. Им были подготовлены и возвышены до степени устазов Абдулхамид-афанди из Инхо и Саадухаджиясул Мухаммад-афанди из Батлуха. Он говорил, что у одного устаза было четыре мюрида и все они были муршидами. Оказалось, что он говорил о себе. Мухаммад-Ариф-афанди(к. с.) покинул этот мир в 1976 г. 

 

Село Мачада

     Распространение ислама в селении связано с именем Шейха Хаджи-Удурата и перенесением селения Чолода на другое место.

    Шейх Хаджи-Удурат жил в XV веке. Он был одним из первых Алимов своего времени, после Абулмуслим - шейха. Историки и ученые Дагестана хорошо знакомы с его именем. Шейх Хаджи-Удуратраспространил и укрепил ислам не только в гидатлинских селах, но и в целом Аваристане. Этому способствовало его глубокие знания, которые он получил в Мекке, в Аравии, где учился в течении долгих лет. 
Как же оказался Шейх Хаджи-Удурат в Мекке? Вот что гласит об этом в предании: чтобы закончить распри между чолодинцами и грузинами, первые должны были отдать грузинам одного мальчика якобы для «аманата». Таким образом, мальчик оказался в Грузии, а из Грузии, по велению Всевышнего, мальчик попал в Мекку. Примерно 550 лет назад, в I460 году, Хаджи-Удурат вернулся на родину, по пути домой у реки, примерно за километр до селения, Хаджи-Удурат остановился для совершения обеденного намаза. Во время молитвы к нему подошел человек по имени Абдурахман. Это был сельский староста. Он не узнал Хаджи-Удурата и спросил, кто он, откуда едет и куда направляется. Хаджи-Удурат рассказал все о себе. Он говорил о том, что Аллах един и всемогущ, что все вокруг и Солнце и Луна, Земля и небо, моря и реки - создано Всевышним и все преклоняется ему и мы обязаны преклоняться и молиться Всевышнему. Абдурахману очень понравилось все, что делал и о чем говорил путник, и попросил просветить его теми знаниями, которыми он обладает. Тогда Хаджи-Удурат научил Абдурахмана произнести слова - шагьадат, что означало совершение первого обряда принятия ислама. С тех пор это место признают местом откуда началось принятие мусульманства и исламизации Гидатли. Теперь здесь стоит небольшая молитвенная комната. Благодаря стараниям и усилиям Хаджи-Удурата ислам распространяется не только в гидатлинских селах, но и за пределами, а сам он стал популярен как Шейх Хаджи-Удурат. Потомки Хаджи-Удурат Шейха и сейчас живут в селении Мачада. Умер он в I475 году. Похоронен на кладбище в селении Чолода. 
    В народе существует поверье, согласно которому в том селении, где родился и вырос святой человек, то есть человек, посвятивший свою жизнь интересам мусульманства, обладающий так называемой божественной благодатью, а после смерти признанный образцом мусульманской жизни и носителем чудодейственной силы, количество молодых людей не может превышать шестидесяти. Поэтому жители селения Чолода постепенно стали перебираться на другое место, то есть на то место, где село в настоящее время располагается. Переселение людей началось примерно 460 лет назад. 
     В начале XVII века в селении Мачада жил Шейхмухаммад - шейх. В молодости он учился у известных тогда ученых-алимов: Шабана из Обода и Тайгиба из Харахи. Сохранились книги Шейхмухаммад - шейха. Шейхмухаммад - шейх остался в истории не только как крупный ученый-алим, но и как крупный тарикатист. Его домик -мавзолей сохранился на территории кладбища в селении Мачада. До нас дошли некоторые личные вещи Шейхмухаммад -шейха. Они сохранены в доме Махмудова Магомеда -потомка Шейхмухаммад -шейха. На надгробной плите Шейхмухаммад-шейха указана дата его смерти - II06 год по мусульманскому календарю. Могила Шейхмухаммад-Шейха стала зияратом тысячи мусульман со всего Дагестана. 
    Также существует много преданий и о Хадис- шейхе, который жил во второй половине XVII столетии, современнике известного не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученого-арабиста Ибрагим -Хаджи Урадинского.. Хадис - шейх умер в I770году. В последний путь Хадис-Шейха провожал упомянутый выше Ибрагим–Хаджи Урадинский. Хадис -шейха признали в Дагестане не только как шейха- тарикатиста, но и как крупного ученого -арабиста. Много книг и рукописей Хадис -шейха хранятся в доме Муртазалиева Магомеда. В I770 -I77I г.г. много людей умерли в Гидатле от эпидемии чумы. И среди них был и Хадис -Шейх. В следующем году умер Ибрагим -Хаджи Урадинский и вместе с ним арабские проповедники ислама. Их зиярат находится в селении Урада. Хадис -шейх похоронен в старом кладбище, в селении Мачада. У Хадис -шейха обыкновенная могила, так как он завещал не строить на его могиле домика.
    Современником, другом и соратником великого Имама Шамиля был Магомедамин из Мачада. Он больше известен под именем Мурадило. Есть предание, свидетельствующее о том, что Мурадило в молодые годы, вместе с Шамилем, учился у знаменитого ученого-алима Саида Араканского. В годы национально - освободительной , антиколониальной и антифеодальной борьбы Мурадило был вместе с Имамом, в числе его советников. В одно время Мурадило был предводителем Гидатлинского общества. Часть большой библиотеки Мурадило хранится в доме Шейхмагомедова Гаджи Ариповича. Эти книги в основном по ибнухIажар (мусульманскому праву). Есть предания о том, что Имам Шамиль считал Мурадило большим алимом. Мурадило умер на 5 лет позже (после) Имама Шамиля -I876 году. Об этом говорит надпись на его надгробной плите. На которой также по-арабски: «Здесь похоронен сын Мурада -Магомедамин - большой алим».
    В начале XX века известным в Аравии ученым-алимом был Ачурало -дибир. Его считали большим знатоком шариатского права. Известно, что Ачурало -дибир приобретал знания у многих алимов Дагестана. Его большая библиотека книг хранится в доме Муртазалиева Магомеда.
Во второй половине XX века уважаемый в Гидатле и во всем нашем районе алимом был Муртазаалил Магомед. По его словам, в тридцатые годы, он, в тайне от властей, изучал исламские науки. Старший сын Муртазаалил Магоммеда – Дибирасул Мухаммад , ныне известный ученый -педагог, который работает в ДНЦ. Как ученый, Дибирасул Мухаммад работает над исследованием вопросов о роли ислама в истории Дагестана.


                                                            Село Тидиб

 

     Из селения вышло немало людей о глубокими знаниями об исламе, тарикате. К таким шейхам, устазам относили  Магомед Ибрагимхалил- Афанди, который являлся хафизом.

Мухаммад-хафиз-афанди родился  в 1895 г. Когда ему было 6 лет, отец обучил его чтению Корана и совершению намаза, а с 14 лет он начал обучаться шариатским наукам. Почётное звание «хафиз» добавилось к имени Мухаммада в возрасте 18 лет. 

Досточтимый Шейх Хасан-афанди (к.с.), научив его исполнени. шазалийского вирда, сказал ему: «Продолжай изучение наук, ведь, если государственные органы усилят давление на религию, то мы, пожилые люди, не уцелеем, а такие молодые люди, как ты, должны продолжать наше дело».

В 1928 году его, как религиозного деятеля, посадили в тюрьму, где в течение восьми месяцев заключения он читал Коран размером со спичечную коробку, который ему удалось тайно пронести в камеру.

Разрешение на наставничество в шазалийском и накшубандийском тарикатах Мухаммаду-хафизу-афандидал сам Хамзат-афанди в 1973 г. Однако, проявляя адаб, он скрывал это, пока Хамзат-афанди был жив.

Мухаммад-афанди вместе с учёным из Урада Абдуллой перевёл на аварский язык известную книгу великого суфия Абдулкадыра Ссафади «Силькуль айн». В последние три года своей жизни он тяжело заболел и сетовал на то, что раньше за семь дней в намазах заканчивал чтение Корана, а теперь не получается.

Мухаммад-хафиз-афанди покинул этот мир в 1985 году.

 

 

     Село Урада

 

     Известный не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученый-арабист Ибрагим -Хаджи Урадинский, работавший 7 лет Шерифом Мекки и 3 года преподавателем в университете «Аль-Азхар». Ибрагим-хаджи из Урада, в литературе исламского мира знают как «Сайид аварский». В годы нашествия на Дагестан иранцев во главе с Надир-Шахом, Ибрагим - хаджи был одним из главным объединителем народов Дагестана в отражении нападения иранцев. С ним советовались ханы, шахи, даже Крымский хан (в то время Крым был под влиянием Турок). 
      Из Гидатля вышло более I00 крупных ученых арабистов, I6 шейхов и 5 муршидов. Среди них: Ибрагим- хаджи, Муслим апанди, Ундал - хаджи, Замирил МухIамад, Муртазаали, Удурат, Муртазаали (Мурли), Исмаил, Абдулхамид, Абдуладибир и многие другие. 
     Урадинцы ислам приняли от первого мусульманина Гидатля Шейха Удурата - хаджи в I475 году. После кончины Абумуслима - шейха Казикумухцы и Гидатлинцы совершали набеги в сторону теперешнего Ботлиха и Аргуна для распространения ислама. Гидатлинцы в целом активно поддерживали движение имамов, так как предки с отцовской стороны первого, третьего имама были из Урада. Имам Газимагомед и Шамиль были родственниками. В Гимри их дома тоже расположены рядом. В книге Магомед-Тахира аль-Карахского «Блеск Дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах» на стр. 38 о сражении в Кутиша пишет: «….. Остались также осажденными в одном доме около 6 человек из округа Хид «Гьид». Солдаты три раза пытались приступом взять их, но не смогли одолеть. С наступлением темноты русские повернули обратно, а эта шестерка вышла, и присоединилась к имаму в Салатау. Сын известного тарикатиста муршида, шейха Джамалудина Казикумухского, зять Имама Шамиля. Абдурахман пишет:«Гидатль является краем добропорядочных и мужественных людей, источником духовности, чистоты веры и крупных ученых».


Село Тлях

 

Здесь, по словам знаменитого шейха Хамзата-афанди, покоятся I7 крупных ученых-арабистов, таких же муридов, устазов, как он сам. Обучение детей Корану и другим наукам, здесь издавна придавали значение. В одно время здесь обучал детей знаменитый не только в Дагестане, но и в арабском мире Ибрагим-хаджи Урадинский.

Хамзат-афанди родился в 1892 году в  селении Тлях в семье Абубакара. Его дед Умар-хаджи был мюридом Ахмада Талали, одного из девяти халифов Кутбу Махмуда-афанди.

Умар-хаджи был покорным служителем Аллаха, имеющим достаточные знания в Исламе. Продав своё состояние, он совершил паломничество в Мекку, а по возвращении уехал в Грузию, в село Талали. Позже он вернулся в Гидатль.

Умар-хаджи водил маленького Хамзата к Абдуррахману-хаджи из Асаба, Хасану-афанди, Мухаммаду Ясубу, Хумайду-афанди и Хусенил Мухаммаду. Хамзат-афанди вобрал в себя баракат всех пяти устазов и глубоко изучил каноны Ислама. Он был преемником (мазуном) Мухаммада-афанди из Уриба и большую часть жизни посвятил призыву людей к Исламу и его распространению. Хамзат-афанди широко известен не только в своём районе, но и во всём Дагестане как человек, внесший неоценимый вклад в утверждение, укрепление и распространение высоких ценностей религии Единобожия.

Хамзат-афанди писал религиозные стихи (назму и турки). Некоторое время он учился вместе с народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадасой, который был большим алимом.

Всевышний наделил Хамзата-афанди мастерством лечить людей. Те, кого не могли излечить дипломированные медики, отправлялись к нему. Разбирался в народной медицине и знал все лечебные травы. Приведём небольшой пример. В 1950 году женщины из Хотода заболели одной и той же болезнью. Говорили, что все женщины, работавшие на ратлубских землях, болели этой болезнью. Мол, переселённые в Чечню ратлубцы принесли какую-то траву и бросили в свои воды и от этого они отравились. Врачи до сих пор не знают как лечить эту болезнь. Хамзат-афанди вылечил всех этих женщин, дав им растворённый в чистом уксусе фосфор, не более зёрнышка. Для мозга необходим фосфор, и об этом знают те, кто учился медицине, но удивительно, что это знал и Хамзат-афанди.

Он был большим любимцем Аллаха, посланным для оживления иссякающего Ислама, как посылается для растений дождевая вода.

В последние годы Хамзат-афанди тяжело болел, но и в этом состоянии принимал мюридов. Он возвысил в ранг устаза Ибрагимхалилила Мухаммада из Тидиба, Меселасула Мухаммада из Хучада и Абдуразакила Мухаммада из Кегери. Хамзат-афанди ушёл от нас в мир иной 17 июля 1978 года. Похоронен в селении Тлях, где и находится его зиярат.

 

Село Уриб

       Уриб издавна славился богословами, учеными-алимами. Из села вышел шейх Накшубандийского и Шазалийского тарикатов, Устаз ХIусенил МухIамад Афанди (къ.с.) В Дагестане и во всем арабском мире большой популярностью пользуются книги, выпущенные Газимагомед-дибиром, работавшего катибом в басмахане Мавраева. На всемирной выставке рукописей, состоявшейся недавно в Индии, рукописное издание Корана Газимагомед-дибира заняло первое место. А его внук Алимагомед-хаджи из Уриба в течение ряда лет являлся председателем Совета алимов Дагестана.

Хусенил Мухаммад родился в 1862 году. Он был мюридом Сайфуллаха-кади, Хасана-афанди, Мухаммада Ясуби, Хумайда-афанди.  В ранг муршида его возвёл Хасан-афанди из Кахиба ещё в 1920-м году. Он скрывал то, что получил разрешение на наставничество, в течение 30 лет. Только после получения письма с повелением принять мюридов от Хумайда-афанди он начал открыто исполнять обязанности муршида.

Хусенил Мухаммад был известным во всём Дагеста­не учёным и устазом тариката.

Мубарак Хусенил Мухаммад-афанди умер в 1967 г. в возрас­те 105 лет и похоронен в своём родном селении. 

 

Село Хучада

      Гордятся сельчане именами своих известных духовных алимов. Это дважды посетившие хадж в начале 20 века пешком Али-хаджи и Ахмад-хаджи, а также известный проповедник ислама в Дагестане Ахмад-дибир, и жертва репрессии алим Жаватхан. В рядах дагестанских накшубандийских шейхов одно из мест занимает и Меселасул МухIаммад-Афанди ал-Хучади.

Меселасул Мухаммад-афанди из Хучада родился в 1909 году в семье Меселава. Говорят, что, взяв в руки только что родившегося сына, Меселав сказал своей жене: «Патимат, знаешь ли ты, что родила будущего устаза? На его лице я вижу печать устаза!»

Меселасул Мухаммад с самого детства был любознательным и весёлым мальчиком. Когда ему исполнилось шесть лет, отец, чтобы обучить сына Корану, отдал его к знаменитому учёному Жаватхану, у которого учился и сам Меселав. Дибирасул Мухаммад из Асаба (Мухаммад Ясуби) сказал: «Отец и сын вместе постигают учения, но сын опережает отца и поднимается на вершины знаний». Ещё до достижения совершеннолетия Меселасул Мухаммад часто посещал Хасана-афанди.

Он был ещё молодым парнем, когда пришёл к Хумайду-афанди, а после его смерти Меселасул Мухаммад стал мюридом Хусенил Мухаммада-афанди из Уриба. Он часто ездил в Махачкалу навещать Мухаммад-Арифа и советоваться по разным вопросам. Он получил иджаза от Хамзата-афанди и Саадухаджиясул Мухаммада. По просьбе односельчан в течение нескольких лет Мухаммад-афанди работал имамом села Нечаевка. В 1977 году он начал принимать мюридов. От него получил разрешение (иджаза) быть наставником известный во всём исламском мире и принёсший благодаря своему перу огромную пользу Исламу устаз, шейх Саид-афанди из Чиркея.

В последние годы своей жизни Мухаммад-афанди был тяжело болен, но и в этом тяжёлом состоянии он принимал мюридов. В 1987 году остановилось сердце Меселасул Мухаммада-афанди.


Село Цекоб

 

    Первое упоминание об алимах, арабистах-Цекобцах датировано I848 годом, когда имам Шамиль в комиссию по определению границ земли, спорной территории между Ратлубцами и Хучадинцами включили алима из Цекоба Омара. 
    На сельском кладбище похоронены три Шейха: Шахбан Шайих, Мусалав Шайих, Хизри Шайих. Над могилой Шахбан Шайиха построена комната -зиярат и к ней полузакрытый навес для соблюдения исламских ритуалов теми, кто пришел на зиярат. Здесь на зиярате раскрылся и карамат Гамзат - Афанди из Тляха, когда он работал в Цекобе мастером серебряных украшений.


Село Хотода

        Село знаменито и учеными богословами, алимами, которые получили широкое признание не только в селе, но и за ее пределами.

Гитино-Хаджи–известный алим, совершил «хадж» в Мекку, истинный приверженец таррикатского учения. Говорят, что был достойным ранга устаза. 
Сельские старожилы рассказывают, что устаз Гамзат-афанди (къ.с.) из Тляха по ночам совершал «зиярат» на его могилу. 
      Нуро Дили – известный алим, кладезь знаний. Об уровне его начитанности, глубине его знаний говорит лишь то, что Гамзат-афанди (къ.с.) в 1928-29 г.г. ходил к нему учиться, брал у него уроки. Как известно, Гамзат-афанди (къ.с.) являлся также превосходным серебрянным мастером и, чтобы не вызвать подозрение, он устроил на его крыльце небольшую мастерскую, где ремонтировал и изготавливал серебрянные изделия, а по вечерам, тайно от других, учился у Нуро. Когда умер Нуро, Гамзат сказал, что он был его устазом. 
    Гитинав Гидатлинский (Мугурил Гьит1ино) – был очень начитанным и способным человеком. Недаром имам Шамиль поставил его наибом Гидатля. В 1856 году, в тяжелом бою под Буртунаем, получил смертельное ранение и по принятым в имамате порядку должен был быть похоронен там же. Но, имам Шамиль сделал для него исключение и приказал снарядить конную повозку для отправки его тела в родное село для захоронения. Похоронен в старом сельском кладбище. Его зиярат находится также на окраине села, в местности «Гванда».

 

 

 

Размещено: 2018-01-30 19:23:08 Изменено: 2018-01-30 20:01:19
Количество просмотров: 4476 Cегодня: 2

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30